Автор: Андрей Серов
Фигура психологического консультанта -
психотерапевта в нашей стране пока не очень привычна и знакома. Не удивительно
- эта сфера деятельности развивается у нас всего каких-то пять-шесть лет. Мы
даже больше привыкли к разнообразным магам-чародеям. Однако ситуация медленно,
но меняется, и люди постепенно начинают понимать, что за помощью следует
обращаться к профессионалам, работающим с человеческой психологией. А проблем у
населения много, и немного поведать о способах их решения согласился директор
Института психологического консультирования "Теменос" Владимир
Евтюшкин.
- Что беспокоит сегодня большинство людей,
приходящих на психологические консультации?
- Недостаток финансовых средств. Странно звучит, но это -
психологическая проблема. И она решаема. Скажем, существует прожиточный
минимум, но человека не хватает на достижение большего. И часто клиент это сам
понимает.
А иногда человек приходит, чувствуя, что проблема
существует, но не может ее сформулировать. И в результате работы, выясняется,
что в основе лежит неудовлетворенность уровнем доходов. В этом случае часто
достаточно просто задать вопрос: “А почему у тебя нет денег?”. И в ответ
человек будет защищать свою личность и объяснять, что он проживает свою жизнь
как жертва. Задача консультанта состоит в том, чтобы определить эти методы
защиты и раскрыть их. Клиент должен понять, что препятствий для достижения цели
нет, а это он сам пытается окружающим объяснить, почему неудачен, и не
предпринимает никаких действий.
В основе могут лежать какие-то страхи или сомнения,
детские комплексы, зависимость от каких-либо ключевых, например, родительских
фигур. Кстати, этими фигурами могут быть кто угодно: государство, президент -
все, на кого возлагается надежда. Кто-нибудь придет, и жизнь станет лучше. А
она может и не измениться. Все зависит от того, станешь ли ты сам делать свою
жизнь лучше.
- Женщины, как известно, чаще обращаются к
психотерапевтам. Если выясняется, что у клиентки финансовые проблемы, но все
оттого, что муж мало зарабатывает - то есть причина не в ней. Можно ли помочь в
этом случае?
- Большинство мужчин ожидает от жен поддержки, а не нытья
и упреков. И фактически в этом случае идет психологическая работа с мужем через
жену. Женщина в процессе консультаций меняется и, видя скрытые мотивы поведения
своей сильной половины, видя его страхи в этом мире, она его подвигает к
чему-либо. Хотя бы простой поддержкой. Ведь часто мужчине даже не с кем
поделиться своими проблемами. Если он начинает делиться с женой, то она тоже
пугается - появляется опасность для стабильности. Этот неосознанный страх
заставляет жену предпринимать определенные действия, например, говорить: “Вот
сколько тебя знаю, у тебя постоянные сложности!”. Этим она еще больше загоняет
мужа в угол. А женщина, которая проработала в себе эти страхи, и понимает, что
бояться-то собственно нечего, может поддержать мужчину - сказать: “У тебя все
получится, все будет отлично”.
- Какие еще проблемы сегодня беспокоят
наших людей?
- Вторая проблема - это работа, и все, что там
происходит. Третья - взаимоотношения в семье. И последняя - подрастающие дети.
Это, пожалуй, сегодня иногда даже превалирует над всем остальным.
- Как часто психотерапевт в состоянии
помочь полностью решить проблему клиента?
- Нельзя помочь только уже психически больным людям,
которые попадают в область действия не психотерапевтов, а психиатров. А в
остальных случаях все зависит от профессионализма консультанта и от количества
консультаций. В принципе, профессионал уже за одну консультацию помогает
человеку что-то сдвинуть в себе. А в ходе нескольких встреч люди могут меняться
даже внешне. Побочным результатом консультирования может являться даже
пропадание каких-либо хронических заболеваний, так многие из них являются
побочным результатом психологических травм и напряжений, внутренних конфликтов.
- А каково оптимальное количество
консультаций, за которое можно решить проблемы?
- На западе на это отводят двадцать консультаций. У нас у
людей не хватает ни времени, ни денег. Но к хорошему результату может привести
6-8 консультаций. За это время проблема может быть осознана и решена.
- Какого возраста люди приходят за помощью?
- В основном, это 28 - 30 лет - первый возрастной кризис.
И далее кризис середины жизни: от 35 до 45 лет.
- С какого возраста можно начинать работать
с человеком?
- С самого раннего. У нас даже есть детские тренинги - с
6 лет. Чем раньше человек попадает на консультирование - тем лучше. Но легче
всего работать с детьми от 6 до 12 лет и с взрослыми, кому уже за 30. Дело в
том, что после 12 лет любые взрослые фигуры вызывают отторжение, потому что к
этому возрасту, подростки начинают понимать, что взрослые сами не знают, как
жить и просто занимаются морализаторством.
- Существует ли деление проблем по половому
признаку?
- Наверное, говорить можно только о том, что мужчины реже
обращаются. Правда, и приходят по разному: женщины после рекламы, а мужчины по
рекомендации друзей, знакомых, сослуживцев. А проблемы одинаковы, только они
могут по-разному озвучиваться. Кроме того, женщины именно хотят помощи, а
мужчины изначально настроены скептически. Хотя, если консультант - дама,
которая к тому же еще и соответствует его представлениям о женственности, то у
него возникает симпатия и доверие, которые способствуют открытости. Часто
именно этот прием и используется в консультировании: женщины консультируют
мужчин и наоборот.
- Не возникает ли в данном случае опасности
сексуальных связей между консультантом и клиентом?
- У нас подобного не бывает. А в других местах случалось.
Я сам участвовал в разборе одного конфликта, когда обвинялась
женщина-консультант, которая якобы увела мужа. Однако при системе
профессиональной подготовки консультантов, при отлаженной системе
супервизорской (наставнической) поддержки такие варианты отсекаются
моментально, однако все эти ситуации вполне объяснимы. Мужчины приходят к
консультанту за поддержкой, и они эту поддержку находят. И им может начать
казаться, что их консультируют самые лучшие женщины в мире, о которых только
можно мечтать как о женах. Но если бы они пожили вместе пару недель, то,
разбежались бы быстро-быстро. То же самое касается и женщин-клиенток.
- А есть ли в городе браки, которые
начались с консультаций?
- Да. Однако я считаю это и человеческой, и
профессиональной ошибкой консультантов. Последствия не всегда могут быть
хорошими.
- Консультант является носителем
конфиденциальной информации, не опасно ли это?
- Всякое бывает. Но все зависит от профессиональной
подготовки. Скажем, существует опасность вызвать подозрения, если работаешь с
высокопоставленными людьми. Даже меня как-то обвинили в том, что я выболтал
конфиденциальную информацию. Этого не было, но люди выясняли все варианты
каналов утечки. Был случай, когда ревнивый муж нашел телефоны консультанта у
жены и начал выслеживать, к кому она ходит.
- Может ли возникнуть ситуация, при которой
консультант становится слишком опасным носителем информации?
- Может. Поэтому мы и избегаем работать с людьми из
теневого мира.
- Были ли случаи, когда на консультантов
выходили с предложением выкупить информацию?
- Я о таком не слышал. Но дело в том, что клиент обычно
сам дозирует выдаваемую информацию.
- Конечно. Во-первых, это полная конфиденциальность.
Даже, если консультант обращается за советом по конкретному случаю к коллеге,
то он обязан зашифровать клиента - сменить ему имя, род занятий и прочее. То
есть обеспечить полную неузнаваемость клиента. В нашем институте не ведется ни
аудиозаписи, ни видеосъемки.
Во-вторых, свобода выбора клиента. То есть, если клиент
по какой-либо причине не хочет чего-то говорить, то его не заставляют этого
делать. Он может остановить работу с ним на любой стадии даже без объяснения
причин.
Если будет принят закон о профессиональной
психотерапевтической деятельности, который сейчас подготовлен для рассмотрения
в Госдуме, то, вероятно, все вышеперечисленные вещи там будут прописаны.
- А каким образом сочетается постулат о
конфиденциальности с уголовной ответственностью за недоносительство при
получении информации о преступлении?
- Пока - никак. И, кстати, в проекте закона этого не
прописано. Но думаю, что человек, совершивший преступление вряд ли побежит к
психотерапевту за консультацией.
- Насколько изменился спектр личных проблем
за последние годы? Чего боялись тогда и чего сейчас?
- Я работаю уже около 10 лет, и, на мой взгляд, проблемы
тогда и сейчас остаются приблизительно одинаковыми. Они просто меняются
местами, в зависимости от ситуации в обществе.
- Уходит ли наш человек после
консультирования удовлетворенным?
- Да. Недовольства не бывает. Люди уже понимают, что сам
себе - психолог, это как сам себе - стоматолог. Самостоятельно до проблем не
добраться.
- Бывают ли ситуации, когда люди приносят
консультанту буквально последние деньги, надеясь получить помощь?
- Такое бывает. Кстати мы практикуем и бесплатное
консультирование, когда работают студенты. Причем очень результативно. В
прошлом году одновременно консультировались до 20 человек.
- Вы изначально проходили подготовку у
специалистов из Англии. Их проблемы аналогичны нашим?
- У них значительно больше вариантов психологических
трудностей. Они работают с нюансами. Там обращаются к консультантам по мелочам.
Скажем, часто клиенты приходят, жалуясь на депрессию. У нас, что вам скажут,
если вы пожалуетесь на депрессию? А там это является очень серьезной причиной,
чтобы предоставить человеку, например, двухнедельный отпуск. И около 60-70
процентов обращений к психотерапевту связано именно с этим. Но у нас и
депрессий меньше. Нам этим некогда заниматься - выживать надо. С этим же
связана и разница в количестве консультаций.
- Какие же проблемы легче снимаются?
- Я думаю, что проще всего решаются проблемы с детьми,
затем - проблемы в семье. И в самом конце - проблемы с деньгами, но у каждого
консультанта есть свой жизненный опыт, и он когда-то раньше решил для себя
какую-то проблему. Именно с ней ему проще помочь клиенту.
Вообще, как показывает практика, клиент приходит к тому
консультанту, чье мировоззрение согласуется с его внутренним выбором. Если
клиент в глубине души решил уйти из семьи, то он найдет специалиста, который
легко относится к семейным узам.
Однако основными гарантиями успешной работы с клиентом и
решения его проблем являются именно профессионализм консультанта и взаимное
доверие.
Записал Андрей Серов
Комментариев нет:
Отправить комментарий