вторник, 14 мая 2013 г.

Психологическое консультирование и духовные практики (глава из книги)



Монолог 2. Традиционная психотерапия и психологическое консультирование


Как осуществить жизненный выбор, или опыт возвращения ошибок
Сегодня психологическое консультирование по сравнению с традиционной психотерапией развивается опережающими темпами: чтобы помочь человеку, мы вынуждены экспериментировать, изучать более тонкие сферы сознания.
Академическая среда считает трансперсональный подход чем-то вроде неошаманизма, в лучшем случае представление о нем основывается на книгах американского психолога Станислава Грофа о методике холотропного дыхания. Причина недоверия в том, что мы предлагаем иную точку зрения на человека, как бы сверхсознательную. Человек есть все, и в мистическом теле все мы не разделены, опыт каждого важен для того, чтобы общее мистическое тело себя познавало. Эта идея выдвинута еще Юнгом ("Ответы Иову"): Бог имеет сознательную и бессознательную часть, поэтому он порождает носителей сознания, которые исследуют его собственное бессознательное, при этом каждый проходит свой путь. Бог настолько демократичен, что позволяет всем получить этот жизненный опыт.
Беда фундаментального университетского образования в том, что наука (мы называем ее эгопсихологией) оказывается оторванной от жизни. Без практики полученная сумма знаний превращается в ненужный багаж, который и бросить жалко, и нести трудно. Психотерапевт, вооруженный множеством проверенных методик, сталкивается с более сложными проблемами. Например, научившись видеть скрытые мотивы поведения людей, прочитывать их, нелегко удержаться от соблазна использовать их для достижения своих целей. Как говорится, о человеке можно судить по делам его. 
В наше время психологией в основном интересуются люди, находящиеся в первой трети жизни. Они наиболее платежеспособны, поэтому могут диктовать, чему их надо учить. Молодые и амбициозные, они хотят сделать свою жизнь, стать успешными любой ценой, и для достижения цели им предоставляется возможность использовать различные психотехники. Возникает иллюзия, что, обучившись нескольким приемам, человек способен решить свои проблемы, в том числе и за счет других: пусть "мир прогнется под нас". С помощью этих же приемов можно забыть о совести: ее легко обойти. Раз нет еще опыта возвращения ошибок, то нет и представления о том, что за все придется отвечать.
Безусловно, "правильного" или "неправильного" выбора не существует - это вопрос морали, а психолог как бы вне морали. В этом случае мы говорим об энергозатратном или оптимальном жизненном выборе, потому что все точки зрения субъективны. 
В трансперсональной психотерапии консультант ставит перед собой другую задачу. Действительно, человек имеет право ощутить полную свободу и выполнить любое желание. Мы даем ему эту возможность, но при этом создаем такие условия, когда он будет вынужден продумать все последствия. Смысл в том, чтобы до принятия решения - перед тем как шагнуть вперед - человек научился делать несколько шагов назад, в свое прошлое. Если он "услышит" те первые ощущения (микропереживания), которые возникли в его душе ранее в подобной ситуации, то сможет сегодня классифицировать их и совершить энергооптимальный выбор. Этот прием помогает понять, почему в этот момент он совершает именно такой жизненный выбор. 
Образно говоря, процесс работы психолога-консультанта подобен вязанию на спицах: надо тянуть сразу несколько нитей, создавать из них определенный сюжет, ничего не забывать. Пространство как бы связывается нитью творчества: видно, что происходит в человеке, в его жизни, как можно изменить его будущее, исходя из тех действий, которые осуществляются сейчас.
Особенности трансперсонального подхода в современный период
Традиционные методы работы, принятые в практической психологии, - психоанализ, трансактный анализ, элементы телесноориентированной психотерапии. Психотерапевт работает с пациентом на уровне ассоциаций, абстрактных символов. Поэтому мы называем такую терапию "символической". 
Гуманистическая психотерапия (экзистенциальная и телесноориентированная) работает с более тонкими спектрами сознания. Суть гуманистической идеи - человек находится в центре мира. Мир для него существует как нечто внешнее, как враг, и он сражается в этом мире ради себя, ради своего торжества. Максимальное достижение гуманистической терапии - возможность переживать состояние "здесь и сейчас", осознание одномоментного настоящего, поиск смысла жизни. Считается, что если человек найдет смысл жизни, то он как бы исцелится, станет цельным (состояние единства ума и тела). По сравнению с эгопсихологией это мощный рывок вперед. 
Особенность трансперсональной терапии в том, что она работает сразу на трех уровнях - с прошлым, настоящим и будущим (методы - психосинтез, юнгианский анализ), поэтому выходит на уровень надличностного восприятия. К состоянию "здесь и сейчас" добавляется новое состояние - "надличностный свидетель". Это своего рода наблюдатель, которого создает человек. Он свидетельствует о том, что происходит вокруг, во внешнем мире, и помогает смотреть на все как бы сверху. Границы сознания расширяются, человек становится способным рефлексировать, и происходящее перестает быть только его личным делом. Он начинает понимать, что все в мире имеет некий общий источник - вселенский источник сновидений или просто источник всех историй и персонажей. Для верующего это Бог. Ощущение, которое переживает человек, создавший "надличностного свидетеля", захватывающее: ты как бы подошел к некой границе, и, если ее растворить, ты станешь Всем. 
В гуманистической психологии тоже существуют принципы работы со "свидетелем": человек формирует свою жизнь, наблюдая за проявлениями себя, и от того, какова культура этого наблюдения, зависит то, как он развивается. Но такого рода подход не позволяет постичь, что всеми нами движет стремление к космическому тождеству: "Я есть Будда, во мне есть Христос".
В состоянии "надличностного свидетеля" человека перестают устраивать промежуточные победы (например, состояние "здесь и сейчас"), ведь окончательное - это слияние с универсумом, ощущение в себе божественной сопричастности. Чтобы пережить это состояние, люди выполняют определенные духовные практики и начинают искренне служить этому миру.
На пути к надличностному свидетелю, или первое переживание
Трансперсональный подход дает возможность каждому попасть в состояние всеединства. Для этого нужно последовательно пройти несколько уровней (этапов) развития сознания. 
1 уровень - конфликт между персоной и тенью (терминология американского психолога Кена Уилбера). Внутренний мир - я, моя персона, а внешний - они, хорошие или плохие. Тень - это то, что я вижу в других, позитивное или, чаще всего, негативное. Но объективно оценить другого невозможно: человек просто не способен увидеть плохое в другом, если в нем самом нет плохого. Точно так же он не увидит в другом хорошее, если в нем хорошего нет. Следовательно, на этом уровне он не сможет принять, что плохое в нем есть, но с готовностью согласится, что в другом плохое есть обязательно. Такой конфликт можно разрешить методом проб и ошибок, результатом будет естественный синтез, и тогда в человеке возникнет внутреннее более мудрое, "продвинутое" эго (сознание).
Приведем обычный житейский пример. Жена в очередной раз должна приготовить обед. Ей не хочется этого делать, она борется с раздражением в себе, а тут еще внимательный муж, чувствуя ее нервозность, участливо спрашивает, все ли в порядке. Начальный импульс - "нежелание делать" - трансформируется в "это ты меня заставляешь, все из-за тебя" и присваивается ни в чем не повинному мужу (теневому аспекту). Муж наслушается упреков по полной программе.
Что делать в такой ситуации? Если на вас за что-то сердятся, это не значит, что вы плохой. Человек видит в вас какой-то свой недостаток и из-за этого сердится. Он просто вас боится и таким способом, нападая, защищается. Этот конфликт очень просто ликвидировать, если виден скрытый мотив вашего обидчика. Достаточно сказать, обращаясь к этому мотиву, что на самом деле он добрый. 
2 уровень - конфликт между эго и телом. Символически его можно представить как всадника, где эго - это всадник, а тело - лошадь. Казалось бы, если всадник и лошадь понимают друг друга, конфликта между ними быть не может. Но почему лошадь иногда несет (тело болеет)? Не всегда причины нездоровья можно объяснить исключительно медико-биологически, причина болезней - в сознании. Но наше сознание до сих пор ортодоксально, примитивно. Долгое время мир объяснялся ньютоно-кортезианской моделью, но оказалось, что есть другая физика. Известны факты, когда приборы фиксировали появление новых квантов энергии еще до начала эксперимента: одно только намерение порождает движение. Получается, что законы, которые мы открыли, работают, пока в них верят. Иначе говоря, законов нет: мы сами их создаем. Но все академические курсы психологии по-прежнему включают в себя учение Павлова.
Понимание природы конфликта между эго (сознанием) и телом помогает подняться на 3 уровень - единство тела и ума. Символически его можно представить как кентавра. По сравнению с всадником это единое существо - и совершенно другое состояние. Человек переживает не отвлеченную мысль по поводу себя, а поток мыслечувствования, даже мыслеощущение, когда телесное ощущение соединяется с мыслью. Для большинства людей это вообще предельное состояние, которое может быть достигнуто. 
4 уровень - надличностный диапазон, где формируется надличностный свидетель.
Одна знакомая женщина, специалист по холистическому массажу, выслушав меня, вынесла такой приговор: "Ты религиозен, но не духовен". Меня это задело: в этом была какая-то правда, но в чем она, тогда я не понял. Понимание пришло спустя много лет, когда я уволился из армии и стал искать себя в новом ремесле - психотерапии. Вышел из одного воинства и примкнул к другому - духовному, православному. Чувство сопричастности давало мне надежду и силу. Я считал, что это самый правильный путь. 
Как-то я проводил занятия с группой. В ходе выполнения одного упражнения мне вдруг неожиданно привиделся странный образ: восходящее солнце, зима и тающая колокольня православной церкви - она оказалась из льда. Я не понял, что это может означать, но подробно записал, как записывал все сновидения, ощущения, наития. 
Оставшись один, лег, чтобы расслабиться, - и неожиданно испытал трансперсональное переживание: я увидел, что каждый из нас движется по своей траектории развития сознания, и эти пути не пересекаются. Нам не из-за чего конфликтовать! Все наши споры, столкновения происходят только из-за того, что в каждом есть свои страхи, свое эго, мы чувствуем свои границы и пытаемся их преодолеть, сталкиваясь друг с другом. А в принципе конфликта изначально не существует, потому что мы часть общего мистического тела.
Через много лет я перечитал эту запись и только тогда понял, что это видение было получено мною в том тонком спектре сознания, в котором формируется "надличностный свидетель". Образ тающей церкви - символ того, что духовность моя была ледяная: в основе лежал мой страх, моя замороженность, я "заморозил" себя в православии как единственно верном способе познания мира. Это был очень важный этап моего личностного роста. Меня это потрясло, но я еще не знал, как использовать полученный опыт. 
Чтобы оценка любого события или явления была объективна, необходима дистанция как способ отделения твоего жизненного материала от тебя. Через много лет я вновь перечитал свои записи и смог по-иному взглянуть на все, что произошло со мной за эти годы. Я понял, что мой конфликт на уровне персона - тень состоял в том, что я боялся людей, а потому отвергал. Я носил маску скептика, старался указать каждому свое место. Это распространенный подростковый вариант поведения: скепсис помогает создавать впечатление, что ты знаешь больше других. Конфликт был на всех спектрах сознания, но разрешился он окончательно именно в этом неожиданном видении. У меня нормализовались отношения с людьми, на уровне персона - тень я перестал отгонять их от себя, научился слушать и уважать чужое мнение. У меня появились клиенты, все изменилось в лучшую сторону. Отношение к другим религиям и людям стало более теплым. Мой бытийный конфликт разрешился на трансперсональном уровне. Таким оказался завершающий этап перестройки самого себя.
Существует множество методов работы на первых трех уровнях. Высшим достижением традиционной психотерапии является состояние кентавра. Человеку кажется, что дальше развиваться ни к чему. 
Но иногда проблема может быть скрыта в более тонких спектрах сознания, чем в эго, и даже не в теле, а в трансперсональных слоях психики, - в том, что мы называем состояниями надличностного "я". Или в генетическом опыте предыдущих поколений. Как бы человек ни старался, с помощью методов эгопсихотерапии он не увидит эти проблемы, они вне поля его сознания, он вообще не догадывается, что они у него есть и в них истоки его нынешних проблем. Их можно вычислить только специальными методами, работая в надличностных диапазонах. 
Иногда понимание и решение даже простых бытийных задач возможно лишь в том случае, если человек способен быть надличностным свидетелем, когда его более утончённое сознание не обусловлено реальностью.

Комментариев нет:

Отправить комментарий