Следование за энергией клиента (пациента)
является самым важным методологическим принципом в недирективной психотерапии и
консультировании. Мастерство консультанта можно определить и скорее
почувствовать по тому, как он владеет "искусством распрашивания".
В
идеале клиент воспринимает консультанта как наилучшего собеседника в своей
жизни. При этом клиент чувствует, что с ним работают, и ощущает происходящие
изменения.
Следование является одновременно и техническим приемом, и
средством профессиональной защиты консультанта от негативного воздействия со
стороны проблем клиента, и способом личностного и профессионального роста
самого консультанта.
Принцип следования за энергией клиента в любой
недирективной психодинамической школе составляет основу этики консультирования.
Ошибки в следовании приводят к негативным последствиям в жизни и клиента и
консультанта.
Технически принцип следования состоит в искусстве
задавания вопросов, исходя из последних слов клиента (пациента). Отвечая на
вопросы, клиент с приемлемой для него скоростью расширяет поле своего сознания.
Условно следование можно разделить на три стадии: аналитическую, следование по
процессу (процессуальную), ассертивную (увязывание с повседневной жизнью
клиента). Консультант должен следить за балансом стадий.
1.Аналитическая стадия. Большинство
клиентов с самого начала терапевтической сессии "забрасывают"
консультанта большим объемом интеллектуальной информации. До определенного
момента, их стремление рассказать больше о себе конструктивно. Ощущение
интеллектуальной перегрузки - первый признак "застревания" в
аналитической стадии. У начинающих малоопытных консультантов в этот момент
появляется чувство непонимания происходящего, потеря первоначальной цели
консультирования. Для удержания статуса консультант неосознанно подавляет
возникающий страх профессиональной некомпетентности. Процесс
"застревает". Между тем, следует воспринимать происходящее как
подсказку перейти в следующую стадию - процессуальную.
Техники перехода:
- суммирование (Консультант переповторяет сказанное
клиентом. Происходит отделение материала клиента. Он слушает свой материал с
позиции наблюдателя. В конце техники консультант предлагает клиенту выдвинуть
гипотезу. Например: "…Мы начали работать с этим, потом перешли к этому и
т. д.…Есть ли у вас ощущение, что все это как-то связано?!" Если клиент
говорит "Нет", консультант сам предлагает гипотезу. Например: "У
меня возникло ощущение, что несмотря на то, что вы любите своего отца, но при
этом какая-то часть Вас им раздражается?" Допустим клиент говорит
"Да". И тогда это подарок для консультанта. Можно переходить к
процессу);
- перефразирование;
- перефразирование с усилением.
- перефразирование;
- перефразирование с усилением.
2. Процессуальная стадия. "Расскажите -
как (где) Вы ощущаете (чувствуете) это раздражение." Для того, чтобы
ответить на этот вопрос, клиент вынужден говорить о своих внутренних
переживаниях. Часто они бывают очень символичные. Но если бессознательное
клиента генерирует слишком много символов, это может стать "ловушкой по
процессу".
Признаки "ловушки": много символической
информации,
изобилие расширяющих метафор, эффект "улетания" от первоначальной проблемы.
изобилие расширяющих метафор, эффект "улетания" от первоначальной проблемы.
Для консультанта это сигнал перехода к стадии анализа.
Для этого следует выделить важные символы (метафоры) и рационально проработать
их. Необходимо найти наиболее эмоционально значимый для клиента символ и
осуществить рациональную привязку к внутренней динамике (например: какие Ваши
личные качества могут быть похожи на этот "яркий шар".)
По сути - успех консультирования зависит от умения консультанта естественно балансировать между анализом и процессом.
По сути - успех консультирования зависит от умения консультанта естественно балансировать между анализом и процессом.
В некоторых случаях в рамках одной терапевтической сессии
нецелесообразно переходить к ассертивной стадии следования. Допустим, клиент в
ходе работы ощутил в себе много грусти, до этого находившейся в
бессознательном. Пребывание в этом слое позволит клиенту максимально изучить,
ощутить, прочувствовать и высветлить грусть, что само по себе дает мощный
терапевтический эффект. И только после этого можно перейти к 3-ей стадии.
3. Стадия ассертивности. Исходя из состояния
клиента, нового понимания себя и внутренних ощущений, консультант предлагает
совершить сознательное символическое действие в обычной жизни. Это своего рода
трансформирующий ритуал поведения. Это должен быть поступок, действие, которое
обычно до этого клиент не делал.
Инсайты и катарсисы делают свою работу, но пока
"новое состояние души" не перенесено в жизнь, говорить о стойком
терапевтическом эффекте рано. Например: "Теперь, когда ты знаешь, что за
раздражением на отца пряталась любовь, которую ты сейчас переживаешь, что бы ты
сделал необычного, чтобы закрепить это чувство на уровне действия и
поведения?" Если клиент говорит: "Съезжу к отцу, я его не видел 23
года", - то это необычно в его жизни. Но лучше, если консультант усилит
этот поступок. Например, попросит точно определить дату встречи, как это будет
выглядеть, на чем будет сосредоточен клиент в момент встречи и т.д.В следующую
терапевтическую встречу целесообразно поинтересоваться, выполнил ли клиент
намеченное. Если нет, то это признак регрессии. И тогда все по-новому, но уже
по спирали.
Опыт показывает, что в среднем оптимальный баланс в
следовании за энергией (переживаниями) клиента в одной терапевтической сессии
следующий:
70% - по процессу;
30% - по анализу;
30% - по анализу;
стадия ассертивности осуществляется только тогда, когда
она действительно уместна.
Основными ошибками консультанта в следовании являются:
1. Упреждение скорости осознавания в виде навязывания
гипотез со стороны консультанта.(Ошибочные роли - очень "умный" консультант,
консультант-Учитель "гуру").
2. Отставание от скорости осознавания, которое
проявляется в виде вопросов, не имеющих отношения к проблеме (любопытство);
создание искусственных пауз, неконструктивное молчание, подчеркивание своей
многозначительности, намек на таинственность. (Ошибочные роли - консультанта:
Советчик, Морализатор, Спасатель, Ясновидящий).
Автор: Владимир Евтюшкин,
директор института психологического консультирования "Теменос"
Комментариев нет:
Отправить комментарий